Обучать - значит
вдвойне учиться. (Ж. Жубер.)
Хороший
учитель всегда в поиске, всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится,
когда передаёт свои знания другим. Профессия учителя, как никакая другая,
требует постоянного совершествования. Учитель лишь до тех пор способен
содействовать образованию других, пока он продолжает работать над собственным
образованием.
Урок
состоится, если педагог сможет зажечь огонёк интереса в глазах своих учеников.
Самое страшное - почувствовать, что дети безучастны к творимому на уроке
таинству открытия Знания, увидеть равнодушие в глазах.. . Нет! Пусть спорят,
сомневаются, не соглашаются, свободно выражают своё отношение.. .
Каждое
занятие для ученика должно стать открытием нового знания в себе и о себе.
Открытие должно стать Событием - счастливым мгновением, когда становится
возможным со- единение, со-дружество, со-творчество. Так рождается Урок:
урок-размышление, урок-исследование, урок-сотрудничество, урок-импровизация,
урок-общение.
Ученики
- какие они разные. Но есть в них что-то, что их объединяет. Это огромное
желание самореализации и самоутверждения, поэтому важно так построить урок,
чтобы каждый мог проявить себя как личность, как творец, способный рождать
новые идеи, сомневающийся и всё же находящий в себе внутренние силы для их
воплощения. И именно учитель должен вселить эту уверенность в
"могущество" ученика.
У обучения две стороны, как у медали, и
одна без другой быть не может. Научить учиться и научить трудиться. Учиться -
значит, думать, думать - значит, размышлять, а размышлять - значит, трудиться.
Если ребёнок трудится, он развивается, потому что использует осознание
процесса, чувства, активность и самостоятельность. У каждого составляющего своя
роль, но работают они как целостный механизм, содержательно дополняя и
пронизывая друг друга.
Осознание превращает знания в устойчивые
убеждения. Чувства объединяются в мысли, а мысль находит словесное или образное
выражение. Активность даёт возможность ученику сказать: я сам усваиваю новые
знания, я сам исследую факты и делаю выводы, я сам контролирую свои умения,
выявляю и исправляю ошибки, неточности, намечаю план новых действий по
овладению открытиями. Самостоятельность формирует волю, настойчивость в
достижении цели, уверенность в действиях, самооценку. Но существует
закономерность, она и заставляет думать о перспективе: «Далеко не всегда можно
ждать ростка уже завтра от зерна, посаженного сегодня».
Современная система образования
убедительно расширяет спектр образовательных задач. Для их реализации
рекомендуются новые развивающие образовательные технологии и методы:
1.Технология развивающего
обучения представляет
результатом формирование человека, способного самостоятельно поставить задачи и
найти оптимальные способы и средства их решения.
2.Технология критического
мышления как средство
формирования ключевых компетенций представляет собой целостную систему,
развивающую навыки работы с информацией. Данная технология универсальна, что
позволяет использовать её на различных уроках и во внеклассной работе.
3.Интерактивное обучение позволяет ученику иметь право выбора и возможность
почувствовать себя успешным, работать в коллективе, уважать иную точку зрения,
создавать обстановку творческого сотрудничества.
4.Модульная технология рассматривает преобладание самостоятельной, творческой
деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений.
5.Проблемное обучение направлено на достижение мыслительной деятельности.
Начальным моментом мыслительного процесса обычно служит проблемная ситуация.
Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то
понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или
недоумения, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение
личности в мыслительный процесс. А размышлять – значит, трудиться.
6.Технология формирования
исследовательских умений –
эта та сфера деятельности, где ученик занимается не только получением знаний и
отметок, но и имеет возможность применить свои знания и способности так, что
это выходит за рамки учебного процесса, т.е. ещё будучи учениками, ребята
получают возможность убедиться в том, что знания, полученные в школе, имеют
реальную ценность.
Безусловно, цель всех педагогических
технологий – это научить мыслить, анализировать, выражать и отстаивать свою
точку зрения, самостоятельно добывать знания, владеть исследовательскими
умениями, делать осознанный выбор, презентовать результаты своей работы. Эти
навыки просто необходимы в жизни. Поэтому их можно объединить в короткое
высказывание В.А.Сухомлинского: «В школе учатся жить».
Применяя и усовершенствуя различные
образовательные технологии, сначала учите
Доброте. Всегда говорю детям: «Трудитесь так, чтобы было о чём рассказать
своим детям. Если трудишься с добром, значит, честно и справедливо. Это трудно.
Намного легче увернуться от трудностей, подождать, пока сделает кто-то, выдать
чужое мнение за своё и при этом похваляться мнимой успешностью. Всегда есть
выбор: трудный путь ведёт к добру, а лёгкий к злу».
Персидский поэт-моралист Саади
(ок.1181-1291гг.) размышлял: «Два человека бесплодно трудились и без пользы
старались: тот, кто копил богатство и не пользовался им, и тот, кто учился
наукам и не применял их». Суть этого высказывания хочу продолжить, обращаясь к
педагогам. Растите плоды, дающие пользу, трудитесь вместе с детьми, и не копите
добро на «чёрный день», а щедро засевайте им детские души. Это тоже трудно. Но
для этого у учителя вся жизнь. Поэтому мы и говорим: «Обучать – значит вдвойне
учиться».
Очень трудно работать с
детьми.
Часто слышишь: «…оставлю,
уйду…»
Не спеши, подожди, научись
Превратить «не хочу» в
«почему».
Очень славно работать с
детьми,
Проживать с ними каждый свой
час.
Не спеши, подожди, научись
Из добра строить мудрый
рассказ.