Речь учителя как одна из составляющих
традиционной педагогической технологии.
Дидактические нормативы в обучении до 90-х годов были
ориентированы на ребёнка как объект педагогических воздействий, сегодня ребёнок
– субъект деятельности педагога. Современные исследования педагогов и
психологов посвящены изучению общих умственных возможностей школьников,
изучению их творческих способностей, одарённости, интеллекта. Социально,
культурно и исторически обусловленными являются исследование и формирование
профессиональных интересов и способностей школьников, вхождение молодых людей
во взрослую жизнь.
Сегодня в школу пришёл шестилетний
ребёнок. Школа должна подстраиваться под этот возраст, но и ребёнка нужно сразу
же «подстраивать» к требованиям, традициям школы. А главное необходимо
«подстраиваться» к сегодняшней школе её главному действующему лицу – педагогу,
которому необходимо решать целый набор проблемных задач. В школу привносятся
инновационные педагогические технологии, элементами которых нынешнему педагогу предстоит
овладеть. Педагогу в силу объективных обстоятельств, играющих активную роль в
«выстраивании» новаций в традиционной педагогической технологии, уже
недопустимо использовать только привычную, чисто рецептурную деятельность,
включающую такие моменты, как встреча учеников в школе, классе, на уроке,
проведение урока с его традиционными структурными частями и др. Педагогу необходимо учитывать, что в
процессе работы явственнее и контрастнее становятся отношения не «учитель –
ученик», а «субъект – субъект». Поэтому педагогическая технология должна
выстраиваться с учётом того, что:
- ученик, какого бы он возраста, это
личность;
- личность неповторима и
самодостаточна;
- манипулирование человеком как
средством для достижения цели недопустимо;
- психика каждой личности активна и
творчески продуктивна, прямое вмешательство в неё губительно;
- факт возвышения духовного начала
человека над органическим его началом непреложен. (4, с.73)
Слово «техника» древнегреческого
происхождения и означает предварительно определённый ряд операций, направленных
на достижение некоторой цели или задачи. То есть «технология» - это наука о
технике, направленной на достижение поставленной цели, и способах её
достижения. Главной целью педагогической
технологии является формирование личности, которое происходит в
определённых социальных условиях и социальных группах; в обучении личности
умениям приобретения жизненного опыта, нормам и правилам поведения, в
ознакомлении с общечеловеческими ценностями и их усвоении. Педагогическая технология
в достижении главной цели использует репродуктивный
и продуктивный способы
воздействия на личность. (6, с.182)
Репродуктивный и продуктивный методы
обучения в своей основе предполагают высокую активность самого учителя: его знания, способ их передачи – речь, манеры,
жесты и пр. главная задача учителя – научить обучающегося учебной работе, привить ему любовь к знаниям, любовь к чтению
учебной и художественной литературы, умению жить в сообществе, разбираться в
сложных жизненных ситуациях. То есть деятельность учителя для школьника – это и
источник знаний, и образец для подражания.
До четвёртого класса включительно в
школе традиционно преобладает репродуктивный способ обучения. Маленькие
школьники привычно слушают речь учителя, разглядывают наглядность, предлагаемую
учителем, читают, считают, пишут, то есть делают то, что предлагает учитель. Они
на каждом уроке воспринимают новую для них информацию. Между тем, взрослея,
обучаясь в 3-4 классах, ученики учатся
способности увязывать новые сведения с прежними знаниями, со способами
получения знаний. Этот факт, а именно активизацию познавательной активности
учащихся, педагог должен вовремя увидеть и развивать. Учитель, в совершенстве
владеющий педагогической технологией, из урока в урок повышает учебную культуру
школьников, «будит» их творческие способности, прививает им желание получать
новые и новые знания.
Речь, слово учителя – одно из главных
составляющих педагогической технологии. К основным педагогическим средствам
речи относятся собственно речевые (вербальные), неречевые (невербальные) и
обстановочно-поведенческие. К первым, вербальным, средствам речи принадлежит слово как основной феномен речи. Ко
вторым, неречевым, - мимика, жесты, наглядность. К третьим,
обстановочно-поведенческим – движение, передвижение (кинестетика), поза
педагога и обучающегося. Педагогическая технология каждой группы средств имеет
свои тонкости, но успех достигается тогда, когда они реализуются в процессе
преподавания не раздельно, а взаимосвязано, ибо таковы объективные и субъективные
закономерности обучения и восприятия информации обучающимися.
Слово – основной инструмент учителя.
Чем большим запасом слов обладает учитель, тем легче ему в нужный момент
выбрать самое лучшее, самое точное, самое яркое. Это важно на уроках в
начальных классах, где учитель, объясняя теоретическую часть урока, развивает речь маленьких учеников. это
так же важно на уроках лекционного типа в работе со школьниками основного и
среднего общего уровней образования, когда большая часть темы подаётся учителем
лекционно, а обучающиеся являются слушателями. Затруднения с подбором слов,
мучительные поиски наиболее подходящих, замена нужного слова примитивным трафаретом отвлекает внимание слушающих,
снижает у них познавательный интерес, вызывает раздражение. Учителя, который
провёл хотя бы один урок, используя тусклые, бесцветные слова, ученики сразу же
«запишут» в разряд «зануд» и потеряют к нему всякий интерес. Особенно, если
слушатели такого урока – подростки. Поэтому учителю при подготовке урока, тем более
урока лекционного типа, необходимо этот урок «проиграть» в своём сознании,
построить урок с учётом особенностей учащихся, привнести в урок-лекцию
какой-нибудь инновационный элемент: загадать загадку, проговорить скороговорку
и попросить учеников повторить её, предложить маленький кроссворд или сканворд
по теме урока и пр. Такая инновация поможет ученикам немного отдохнуть, снять
напряжение. К тому же некоторые из них смогут получить оценки за участие в
уроке.
Ребёнок
10 лет, приходящий в пятый класс обучения, вступает в стадию индивидуализации,
которая характеризуется стремлением индивида выделить себя среди других
(«рассмотреть себя» глазами других, критически осмыслить общественные нормы
поведения и своё поведение на фоне этих норм). У подростков, особенно старшего
подросткового возраста (13-15 лет), в обучении возрастает познавательный
интерес, интенсивность познавательной потребности, увлечённость исследованием,
технологическая готовность к исследованию. Подростки показывают наличие умений
и навыков использования методов научного познания, соблюдение правил научной
организации труда обучающихся. (5,
с.134)
Учителю-предметнику, какой бы учебный
предмет он ни преподавал, так же необходимо развивать
речь учеников, так как речь – это использование языка, слова, что является
результатом мыслительной деятельности обучающегося. Слово учителя действует на
воображение учеников не только своим содержанием, но и всем комплексом
обрамляющих его неречевых средств, игнорирование которых может не только
ослаблять воздействие информации на обучающихся, но даже сводить воздействие
слова «на нет». Грамотный педагог, работая на уроке, всегда действует по
правилу: говорить не только ушам обучающихся, но и их глазам. Как известно, у
человека бывает лучше сформирован один из способов восприятия информации
(аудиальный, визуальный или кинестетический), и этот способ восприятия информации
«помогает» ученику учиться, развиваться, общаться, творить. Надо сказать, что
каждый отдельный вид памяти у
человека встречается редко, чаще бывает смешанный тип, но с преобладанием
какого-то одного типа. Ученики, обладающие различными типами памяти, одно и то
же стихотворение могут заучивать разными способами: визуалу легче заучивать
стихотворение или другой теоретический материал, читая текст молча. Аудиалу
нужно этот материал услышать, поэтому ему требуется читать текст самому вслух
или просить, чтобы кто-нибудь ему прочёл. Кинестетику нужно заучивать текст,
находясь в движении: ходить по комнате, или раскачиваться на стуле, или чем-то
постукивать по столу… для того чтобы обеспечить успех преподавания и обучения,
учитель должен обеспечить все условия правильного протекания реакций
обучающегося на преподаваемый материал, всякий раз он должен рассчитывать,
соответствует ли преподносимый им учебный материал основным законам
деятельности внимания учеников. к тому же учитель, чтобы «удерживать» внимание
обучающихся к изучаемому материалу, не должен урок слишком растягивать, не
должен произносить теоретический материал скороговоркой.
«Выбор типа памяти объясняется, видимо, целым рядом причин, но
главным образом общей структурой воспринимающих органов и наиболее привычным
способом запоминания». (3, с.166)
Но способность восприятия информации с
помощью какого-то одного канала вовсе не исключает участие в жизни человека и
других каналов. Педагогу и школьному психологу предстоит в самом начале работы
с ребёнком определить, какой из каналов восприятия информации у этого ребёнка
развит лучше, а какие каналы используются «дополнительно». Для этого можно
использовать психолого-педагогические тесты, направленные на изучение
психологических особенностей ребёнка. Дальнейшая работа с учениками будет
учитывать эти обстоятельства: основной канал восприятия информации будет
совершенствоваться, другие – «приспосабливаться» к использованию.
Педагогу следует взять за правило
всегда держать на контроле свою мимику,
кроме того, этому следует обучать и подростков, и маленьких учеников. ведь
часто ученик, отвечающий у доски, становится «непохожим на самого себя»: у него
искажается мимика, излишне активизируется или затормаживается динамика. У
ученика, который отвечает у доски, может быть угрюмое, недоброжелательное лицо
или же все его движения выдают нерешительность и страх…это не может не
беспокоить учителя. Ведь, обучая ребёнка, в каком бы возрасте он ни был,
учитель готовит его к взрослой жизни, к умению общаться с разными людьми:
весёлыми и скучными, уверенными в себе и нерешительными, умеющими убедительно
доказывать свою правоту и «опускающими руки» при малейшей неудаче.
Мимика многообразна и динамична и может
отражать, в первую очередь, отношение
говорящего к тому, с кем он говорит, что он говорит, понимает ли его говорящий
с ним или слушающий его собеседник. Куратор класса, особенно, класса
учеников-подростков, может попросить психолога школы провести арт-игру-тренинг:
«Что такое мимика? Какая мимика чаще всего бывает на моём лице?». Проводя
тренинг, следует поработать с такими состояниями мимики говорящего или
слушающего ученика, которые часто бывают у школьников: радость, удовлетворение,
внимание, скука, досада, усталость, удивление, напряжение, гнев, растерянность
и пр. Можно отработать отношение к
собеседнику: безразличие, уважение, сочувствие, доброжелательность,
пренебрежение, разочарование и пр. Можно отработать так же и отношение к самому
себе, к своим поступкам. Это можно выразить мимикой, отражающей решимость,
непреклонность, волевую собранность, недовольство собой, самодовольство,
чванливость, глупость, ум и т.д.
Подобные тренинги формируют у школьников чувства коммуникабельности,
нетерпимости к неэтичному отношению к себе и другим людям со стороны кого бы то
ни было, учат грамотно выходить из конфликтной ситуации. Любой подросток
комплексует при замечании, сделанном ему кем-либо, что он что-то сделал не так как нужно, а поступил так, как поступили все, если эти все, может быть, по незнанию, а может
быть, «по сговору» поступили именно так. «С этой точки зрения, в школе стоит
особая задача – научить подростков выбирать наиболее рациональные способы
поведения, учебных действий, овладеть разными способами контроля и оценки
действий других и самого себя. Нужно помочь подростку в овладении нормами и
способами общения с другими людьми и
самим собой». (1, с. 463)
Главным
ориентиром деятельности педагога является ребёнок – человек, личность, отсюда и
комплекс требований к профессиональной компетентности педагога:
- знания в области физиологии, философии, социологии,
психологии;
- профессиональные умения (моделировать,
проектировать, программировать, продуцировать результат, рефлектировать свою
деятельность);
- профессионально значимые личностные качества
(креативность, стремление к самопознанию, саморазвитию и самореализации,
коммуникабельность).(2, с. 47)
Традиционный монологический труд,
репродуктивный способ обучения, осложняет работу преподавателя, но имеет и свои
достоинства: создаёт для обучающихся ситуацию выбора той или иной позиции, тех
или иных ценностных оснований. Традиционный (монологический) способ обучения
становится для обучающихся источником формирования установки на личностное
знание, на понимание, на самостоятельное извлечение новых знаний.