1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»
Цель. Учить детей понимать
происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле
от состояния растительного покрова.
Ход
игры.
Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те,
что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают
на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат.
Растения:
вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон,
груша, ананас и т.д.
2.
«ЧТО ЛИШНЕЕ?»
Цель.
Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои
мысли; развивать слуховое внимание.
Ход
игры.
Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных
времён года (птицы улетают на юг;
расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег).
Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.
3.
«МОЁ ОБЛАКО».
Цель.
Развивать воображение, образное восприятие природы.
Ход
игры.
Дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и плывущие облака.
Воспитатель предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда
они могут плыть.
4.
«НАСЕКОМЫЕ».
Цель.
Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.
Ход
игры.
Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха), и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т.д. Кто не сможет ответить,
выходит из круга. Ведущий говорит «Летающее насекомое – бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т.д. По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра
продолжается.
5.
«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».
Цель.
Закреплять знания о многообразии птиц.
Ход
игры.
Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в
ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.).
6.
«ДА ИЛИ НЕТ».
Цель.
Закреплять знания детей о приметах осени.
Ход
игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно
слушать и отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы? Урожай
весь собирают?
Осенью растут грибы? Птичьи
стаи улетают?
Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?
Колючий ветер прилетает? Достаём ли
сапоги?
Туманы осенью плывут? Солнце
светит очень жарко,
Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям
загорать?
А букашки прилетают? Ну а что
же надо делать -
Звери норки закрывают? Куртки,
шапки надевать?
7.
«ЦВЕТЫ».
Цель.
Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые
растения.
Ход
игры. Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение
(фиалка) и передаёт мяч соседу, тот
называет другое растение (бегония) и
т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий называет
садовые растения, и игра продолжается.
8.
«РАССКАЖИ БЕЗ СЛОВ».
Цель.
Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое
воображение, наблюдательность.
Ход
игры.
Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой
лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы);
идёт холодный дождь (открывают зонтики,
поднимают воротники).
9.
«ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ».
Цель. Учить
детей сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию.
Ход
игры. Один ребёнок загадывает животных, а другие должны отгадать
их по описанию.
10.
«ОХОТНИК».
Цель.
Упражнять в умении классифицировать и называть животных.
Ход
игры.
Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это «лес»
(«озеро», «пруд»). В «лес» отправляется «охотник» - один из
играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду
охотиться за …». Здесь ребёнок делает шаг вперёд и говорит: «Зайцем», делает
второй шаг и называет ещё одно животное и т.д. Нельзя два раза называть одно и
то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до «леса» («озера», «пруда») или прошёл дальше.
11.
«ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА».
Цель.
Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.
Ход
игры.
«Живая» (неживая) природа», говорит
воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы
природы (той, которую указал воспитатель).
12.
«ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ».
Цель.
Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию.
Ход
игры. Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать
загадку о нём. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
13.
«ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»
Цель. Учить
детей описывать птиц по их характерным признакам.
Ход
игры. Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая
должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.
14.
«УЗНАЙ, ЧЕЙ ЛИСТ».
Цель. Учить
детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе.
Ход
игры.
Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с
какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.
15.
«БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ» (с мячом).
Цель.
Развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход
игры.
Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро
ответить: иней летом (не бывает);
снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).